Макиавелли Никколо


Макиавелли Никколо
(14691527) - один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» Макиавелли стремился обосновать новый подход к пониманию государства и государственной деятельности с. позиций этической природы человека. Он занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство своих произведений написал после ареста в период высылки в свое поместье, когда в 1512 г. свершилась реставрация Медичи, противником которых он был. Это был человек действия, говоривший: «Сначала жить, потом философствовать».

В своих произведениях Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в «Государе»: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Таким образом, Макиавелли описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Примеры для своей концепции, он брал из окружающей жизни.

Исходя из этой этической доктрины Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляя государственное насилие. Макиавелли выступал активным противником той созерцательности, которая была характерна для Средневековья, и таким образом стал еще одним выразителем гуманистической активности Ренессанса. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя.

Все эти положения нашли свое выражение в так называемой концепции фортуны, под которой он понимал объективную закономерность общественного развития. Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается определить соотношение между необходимостью и свободной волей человека. Он пишет, что «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» [Избр. соч. С. Ill, 112]. Поэтому, говоря о фортуне, Макиавелли также подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет вирту - доблестью. Полная реализация вирту - дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые часто губительны. При этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если последняя считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии «вирту» отразились те моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.

Создание произведения «Государь» связано с конкретной политической историей Флоренции и в целом Италии, раздробленной и слабой по сравнению с окружающими ее соседями. Поэтому Макиавелли считал, что требуется государь, способный объединить Италию и создать республику. Прототипом такого государственного деятеля Макиавелли послужил Чезаре Борджа, известный своим аморализмом и предательством.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли, любое насилие можно оправдать во имя государственного блага.

Однако было бы неправильно представлять Макиавелли проповедником вероломства и насилия. Он был прежде всего сыном своего времени, гуманистом. Его теория, концепция, взгляды это отражение политической ситуации той эпохи. Сам Макиавелли ни в коей мере не оправдывал ни насилие, ни аморализм в политике. Наоборот, он считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что глас народа - глас Божий, что государь должен быть гибким. Если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. Он подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика, хотя республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения высших целей, по мнению Макиавелли, и возможны ситуации, когда все средства хороши. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают нравственностью, то на это можно пойти.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Макиавелли Никколо" в других словарях:

  • Макиавелли, Никколо — Никколо Макиавелли Niccolò Machiavelli …   Википедия

  • Макиавелли Никколо — Никколо Макиавелли Niccolò Machiavelli философ, политик, писатель Дата рождения: 3 мая 1469( …   Википедия

  • МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО — (Machiavelli, Niccolo) (1469–1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии… …   Политология. Словарь.

  • Макиавелли, Никколо — (1469 1527) итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520 1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524). Считается основателем политической теории элит (элитизма). Видел главную… …   Политология. Словарь.

  • Макиавелли Никколо — (Machiavelli) Макиавелли, Макьявелли Никколо ди Бернардо (Machiavelli, Niccolo) (1469 1527) Итальянский политический деятель, писатель, историк. Ратовал за неограниченную власть государя, т.к. главной причиной бедствий Италии считал ее… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Макиавелли Никколо — (1469 1527 гг.) итальянский политический мыслитель, историк (История Флоренции, 1520 25 гг.). В 1498 1512 гг. служил в Совете десяти Флорентийской республики. После возвращения к власти Медичи отстранён от службы и после тюремного заключения… …   Исторический словарь

  • Макиавелли Никколо — Макьявелли (Machiavelli) (1469 1527), итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520 1525, издание 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, постановка и издание 1524). Видел главную причину бедствий Италии в её… …   Энциклопедический словарь

  • Макиавелли Никколо — Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики Позиция Макиавелли     С Никколо Макиавелли (1469 1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии,… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Макиавелли Никколо — Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, ‒ 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской… …   Большая советская энциклопедия

  • МАКИАВЕЛЛИ Никколо — (Machiavelli, Niccolo) НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. Портрет работы Санти ди Тито. (1469 1527), итальянский писатель и дипломат. Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому… …   Энциклопедия Кольера

  • Макиавелли Никколо — Н. Макиавелли. Н. Макиавелли. Макиавелли Никколо () итальянский политический мыслитель, историк (“История Флоренции”, 1520 25). В 1498 1512 гг. служил в Совете десяти Флорентийской республики. После возвращения к власти Медичи отстранён …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

Другие книги по запросу «Макиавелли Никколо» >>